onlive (zakharova81) wrote,
onlive
zakharova81

Грузия. Часть III. Побережье

Когда говорят про грузинское море, все сразу представляют Батуми. Да, действительно, это самый известный и популярный курорт на грузинском побережье. И самый шумный. Если нравится тусовка, ночная жизнь, клубы, рестораны, магазины- то вам туда. Если все это нравится, но вам уже сильно за 50, то лучше в Кабулети- там все то же самое, но в 3 раза по-тише :) Если вы с маленькими детьми, то в Уреки. Там чудесный магнитный черный песок, который намагнитит ваше чадо на весь год вперед и никаких ОРВИ. В Уреки, кстати, вообще всем болезным сильно хорошо делается. Это вот прям уникальное место, почти как на Канарах... Только это крошечная деревушка. Но там даже магазин есть. И пара гостиниц. Ну и куча желающих вас разместить на своей кухне-террасе за три рубля.Мы же выбрали крошечный поселочек Гонио, который расположился практически на турецкой границе (в 3-х км).

От Батуми это в 20 км, что нас нисколько не напрягало. Мы любим людей, любим знакомиться и общаться, но море мы любим больше :) И не хотим его ни с кем делить!!!
Не знаю, возможно в высокий сезон и в Гонио полно народу, т.к набережная расстраивается, есть "приличные" гостиницы. И даже один "приличный" ресторан. В нем музыка классическая играла :) Когда я говорю "приличный", не нужно сравнивать ни с какими турциямиегиптами, и уж тем более с какойнить Грецией, подгонять под евростандарты. Конечно, я не имею в виду крахмальные скатерти и чопорных официантов. Грузия есть Грузия- у них свои представления о приличности: чисто, вкусно, щедро, интересно. Да и вообще, не нужно рассматривать отдых на Грузинском побережье с точки зрения стандартного представления о пляжном отдыхе, и хотя соседи-турки тут уже взялись за дело сновательно, все-таки Грузия- есть Грузия. Это не притянутый за уши сервис, это не стандартный набор на 3, 4, 5 звезд. Грузия- это прежде всего люди. И все здесь по-домашнему. Вы приезжаете сюда ни в город, отель или страну. Вы приезжаете в ГОСТИ! И от того, с чем вы приедете в эти гости, и будет зависеть и качество, и разнообразие, и комфорт вашего отдыха.)
Но вернусь к нашему поселку. Судя по интенсивной береговой застройке (турки тут развели активность, да), в скором времени Батуми разрастется и до Гонио или Гонио до Батуми... Пока же они соединяются длинной батумской набережной протяженностью 20 км. Очень дальновидно) Жаль только, что диких пляжей в этих краях все меньше.

На побережье мы отправились на поезде. Чудесный, комфортный поезд с вай-фаем. И хотя нас все убеждали, что ехать надо на машине/маршрутке, так мол, быстрее и комфортнее... мы любим поезда. Вид из окна потрясающий: туннели, ущелья, горные реки и водопады...

4 часа пролетели как мгновение. И вот мы на станции Махинджаури. Пока ремонтируют Батумский вокзал, все поезда прибывают сюда.

Таксисты налетели как галки! Мы только посмеивались... Подождали пока разъехались все туристы и поехали уже по местному тарифу. Специально взяли такси- таксисты самые лучшие гиды)) Хотя можно было и стопом, но мы тогда еще об этом не знали. У него оказался ретро-мерс, высшее образование биолога и жена- учитель. Интеллигенция...

Ехать 20 км. Он специально повез через город, чтобы все нам рассказать и показать. Выяснили, что еще вчера в Батуми было жуткое наводнение, что совсем не характерно для этого времени, тк идет сбор винограда (конец сентября), бархатный сезон. Вот просто аномалия какая-то: сезон дождей начинается во 2-й половине октября. А тут смыло весь город, машины плавали, магазины понесли убытки, море холодное. Короче- беда. Ну кому беда, а нам все только на руку. Потому что в нашей гостинице (а мы сняли в Гонио гостиницу, потому что в Гонио гостиницы на первой линии стОят как в Тбилиси хостелы)) тоже затопило первый этаж, а вместе с ним и наш стандартный двух- местный, по цене 800р за сутки. И нас абсолютно без всяких вопросов поселяют в роскошный номер-люкс и тысячу раз извиняются за причиненные неудобства... Хозяева гостиницы, кажется турки или азербайджанцы, очень переживали, что мы не захотим жить в люксе за 800р :)
Вообще-то я сибарит. Да, я могу жить в самых скромных условиях, кушать простую пищу, самостоятельно обслуживать себя (застилать постель, правда без лебедей, но мне они и не очень-то..., выносить мусор, готовить кушать и тп), но если есть доступная возможность пожить как "белый человек", я никогда от нее не откажусь! И вот мы выгружаемся в наш роскошный номер-люкс, благодарим вчерашнее наводнение и сегодняшнее солнце, устраиваем маленькую фотосессию с террасы ресторана и знакомимся с тем самым Ираклием, о котором в первой части. Вид из окна потрясающий. Причем как в хорошую погоду, так и в шторм.

В ресторане нашей гостиницы мы обнаружили гречку. Что в грузинском общепите такааая экзотика, что мы накинулись на нее как на диковинный фрукт, ибо к 4 дню бесконечного лобио и хачапури запах гречки сводил с ума... Учитывая тот факт, что даже вегетарианская грузинская пища с непривычки немного тяжеловата, кажется, мы доели все запасы гречки в ресторане :) Ираклий смотрел на нас с немым укором.
Пляж в Гонио очень широкий. А в сентябре, при концентрации отдыхающих 2 человека на 100м2, он кажется просто бескрайним. Дорвавшись до моря и солнца, мы моментально сгорели и нам ничего не оставалось, как идти исследовать местность. Мы прошлись по пляжу в разных направлениях, пофоткали закрывшиеся до следующего сезона ресторанчики, "дары моря", прибрежный ландшафт, приморских золотоискателей и запоздалых отпускников.

спрут

акула

И отправились на разведку в Батуми. Но как-то не учли, что на побережье всегда быстро темнеет. И не успели мы доехать на автобусе до города, как наступила кромешная тьма...

Прогулялись по рынку, убедились, что турки вытесняют месный агробизнес, в сентябре найти грузинских помидор надо постараться... Потом прошлись по набережной, проголодались и стали искать где бы вкусить истинно аджарской кухни. Как мы выяснили, Грузия делится на несколько регионов : Картли (Тбилиси, Мцхета), Кахетия-родина вина (Алазанская Долина), Аджария -море (Батуми, Кабулети), Имеретия- история, загадочные места (Кутаиси), Сванетия -горы (верхняя-Местия и нижняя-Лентехи, и горнолыжный курорт Хацвали), Гурия -тихий регион с кусочком моря и национальным парком Колхети (основные города Поти и Уреки)

В темноте, в незнакомой местности найти что-то истинно аджарское у нас не получилось, хотя таксист-биолог нам советовал одно по-настоящему аджарское местечко, мы так и не смогли его отыскать в темноте. Поэтому мы решили воспользоваться старым добрым туристическим методом: спросить. Неподалеку стояла пара мужчин и вела неспешную беседу. Один из них в штатском, другой в рясе. Прихожанин и священник. Мы вежливо поинтересовались, где можно познакомиться с местной кухней. Как вы понимаете, объяснения "как пройти в библиотеку" закончились тем, что священник повез нас на своем стареньком джипе в местную Мачахелу. Мы сначала даже расстроились: хотели аджарской кухни отведать, а нас снова в грузинский Макдональдс отправили. Но!!! Как же нам повезло! В этой курортной Мачахеле (отличается она от столичной тем, что народ там ПОЕТ И ТАНЦУЕТ!!! И нам повезло вдвойне! Мы услышали и как грузины поют и как танцуют! Это просто улет! Где-то в 8 заиграла живая музыка, три гарных грузинских шансонье, аккомпанируя себе на настоящих грузинских инструментах (припоминаю аккордеон:), начали потихоньку раскачивать зал. Мы разместились на втором этаже, который нам спозиционировали как "некурящий зал", но мы были бы не в Грузии, если бы он не переквалифицировался в курящий, сразу же, как только в нем появились еще посетители кроме нас. Со второго этажа в открытые окна прекрасно просматривается батумский порт. Мы наслаждались пением, доносившимся с первого этажа, шумом вечернего порта и какой-то явно не Аджарской едой...

И тут кто-то из нас решил спустится в WC, который как раз на 1 этаже.. А певцы к тому моменту уже разогрелись и выдавали яркие, зажигательные национальные куплеты. Народ под столиками приплясывает ножками, в основном полные грузинские барышни глубокого бальзаковского возраста...
И тут из-за столика в углу вылетают в центр зала два молодых горячих джигита! Судя по рыжим кудрям и огромным голубым глазищам- истинные сваны! Лет по 20 максимум. В модных драненьких джинсах и конверсах. И как дали эти два парня такую лизгинку!!!... Повытащили всех бабушек на танцпол, бабушки сразу помолодели лет на 20, расхорошелись! Вот это был танец!!! С трудом представляли потом, как в российском кабаке 20-летняя молодежь, отплясывает кадриль... А эти не просто отплясывают, а на полном серьезе и по всем понятиям! Эх, жаль не сделала ни одного кадра, стояла, как зачарованная, не могла глаз оторвать, как они порхали над танцполом, отводя в сторону ручки и поджимая ножки...
В общем, слегка обалдевшие от такой красоты, мы пошли на автобус. Сели в маршрутку, переполненную уставшими, мрачными грузинами рабочего класса. Точнее не сели, а встали скромно в проходе. Передаем за проезд и говорим: нам до Гонио... А водитель в ответ: Гонио длинный, вам где остановить? И тут мы понимаем, что вот совсем не помним, как называется наша гостиница... и визитки у нас нет. Что тут дальше началось!!! :) Уставшие грузины оживились. Стали выяснять "у кого мы остановились", мы говорим- в отеле, а называется он, он называется...мзв.. мвзг...гамзв.. Тогда они стали все звонить и у знакомых узнавать, какие есть в Гонио гостиницы, начинающиеся с таких букв! Тут меня осеняет: рядом с поворотом на гостиницу стоянка фур!!! Все в один голос: МГЗАВРЕБИ!!! Вот, как вы думаете, возможно ли это слово средне-русскому туристу запомнить с первого раза??? Носите с собой визитку с адресом:)) Самое смешное случилось через пару дней, когда мы снова возвращались уже с дневной прогулки из Батуми и попросили водителя остановить в другом месте (мы уже освоились и решили пройтись по морю) Представьте себе наше удивление, когда он поворачивается и говорит: Э, Мгзавреби дальше..!! Мы даже не поняли, что едем в той же маршрутке) А он нас вспомнил... Грузины они такие. Кстати, как-то едем по тому же маршруту. Вечер, народу битком. Стою в проходе. Рядом сидит пожилой грузин с зонтиком- тростью. На остановке он выходит. Я сажусь на его место, мы минут 5 стоим, потом мужчина возвращается и говорит мне: "там мой зонтик". Я отдаю зонтик, маршрутка трогается, и я понимаю, что мужчина не успел выйти. Но при этом как-то не спешит выходить, а остается стоять теперь уже на моем месте. На мой спонтанный вопрос: как же вы не успели? скажите, остановят! Он мне улыбается и говорит: так я еще не доехал, я до Гонио еду, а тут за хлебом выходил- у нас в Гонио нет такого хлебушка вкусного... И вся маршрутка стояла, не пикнув, пока он ходил за хлебушком... Я клянусь вам, после поездки в Грузию- я родилась заново. Все программы обнулились и выяснилось, что жить можно и НУЖНО по-человечески! Не смотря ни на что. И ни на кого. Ну или вот на грузин надо смотреть. И учиться.
Следующие пару дней шел дождь. Мы остались в поселке, залечивать свои ожоги и медитировать на море.
Мы сидели в пустынном турецком кафе, пили кофе, рисовали скалы на турецком горизонте и молчали.

Солнце спорило с дождем, чье сейчас время. Играла музыка. Бетховен, Лунная Соната. И вдруг из-за соседнего столика: Бетховен с зычным грузинским акцентом - тАдадам-тАдадам-там-тАм-татАдам...
Мы под столом!! Бармен, кстати, решил, что я видимо какая-то известная художница и выпросил у меня мой рисунок)) Я объясняла, что это заблуждение и рисую я впервый раз, но он и слушать не желал: подари, говорит, и все тут!.. Подарила) А он не унимается: подпиши! Ну я и подписала: Грузия, спасибо тебе за ВСЕ! С любовью, Ж. Потом весь день важная ходила.
А наследующий день, понимая, что дождь победил и купаться нам не светит, поехали в Батуми на экскурсию.
Про то, как нас встретили в художественном музее, я уже рассказывала в I части. Вот немного фото прекрасных бюстов работы неизвестного итальянского автора, которые привез какой-то знаменитый батумский мэр. До начала всяческих волнений и войн в Грузии, они стояли в парке, просто под открытым небом... Для красоты. И никто их не обидел. А потом начался беспредел. Скульптуры убрали в музей, от греха подальше. Красивые...

В Батуми дождь шел не переставая. Мы промокли все до нитки, не смотря на дождевики и зонт. Приходилось жаться по кафешкам, коих полно. Все одинаково прокуренные и дороже, чем в Тбилиси. Потом наконец-то небо прояснилось, хляби закрылись и мы смогли изучить город.

4 символичные грузинские улитки, расположились крестом на церковной ограде.

После правления Саакашвили здесь появились чудесные образчики современной "западной" архитектуры, которые либо еще не открылись, либо уже закрылись) Как например знаменитая башня "алфавит", в которой наверху в шаре располагается панорамный ресторан. Но мы туда не попали. Что-то там сломалось, закрылось, не крутится и вообще не судьба.
В Грузии очень любят все жениться! И женятся и женятся, не переставая... У них загс работает без выходных (серьезно). А все потому, что до свадьбы ни-ни))

Здание батумской оперы. ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО в Грузии, куда нас не пустили, хотя мы очень просили... Там шла репетиция чего-то, не разрешили даже интерьер заценить. Какие-то неправильные грузины.

Здание батумского художественного училища имени Пиросмани. И сам Пиросмани. Точнее его голова.

Интерьер училища заценить удалось без особых проблем. Был выходной, но сторож с пониманием разрешил нам побродить по коридорам и пригласил прийти завтра, когда "все будут и все расскажут". Мы разделили с ним нашу лобиани (лепешка с фасолью), он растрогался.

улицы нового Батуми

А это тот самый ресторан "настоящей аджарской кухни", вот только так я и не вспомнила, как он называется и где находится, только помню, что на его территории сделан небольшой этнографический макетный музейчик , где представлены макеты типичных домов и бытовых сцен всех регионов Грузии. Здесь, наконец-то мы познакомились с гастрономическими традициями региона Аджария. Очень сильно аджарская кухня испытывает влияние кухни турецкой. Преобладают блюда с молочными продуктами и яйцами (борано, чирбули), но я это не пробовала, потому даже не могу объяснить, что это))) А из сладостей самые культовые пахлава и шакарлама (причем, эти блюда считаются уже грузинскими, а не турецкими)

И местная фауна этого заведения на фоне современного Батуми

Ну и конечно колоритный, живой, кипучий и бурлящий батумский порт и его обитатели:

Этот уважаемый человек достоин отдельного рассказа! Вы бы видели с какой выдержкой, спокойствием, сосредоточенностью и медитативным погружением в процесс он настраивался на рыбалку! Минут 20 я стояла под дождем с открытым объективом, чтобы поймать хоть какое-то его действие. А он стоял в задумчивости и сосредоточении и смотрел на свой ридикюль. Потом закурил... Я сдалась, сделала этот кадр, который назвала "грузинский дзен" и еще через минут 10 он таки достал удочку))) Но мы уже были далеко...

А вот этот рыбачок время даром не терял, никак золотую рыбку вожделел сильно...

К огромному сожалению, я потеряла карту с большей частью батумских фоток, поэтому верьте мне на слово и Яндекс.Картинки вам в помощь. Но характерного Батуми я не покажу. Как и не покажу нехарактерный закатный Батуми взглядом со стороны чудесного, волшебного, таинственного Ботанического сада. Находится он на выезде из города, добраться можно на маршрутке без проблем. Помимо деревьев ( том числе и съедобных:), там еще полно смотровых площадок с потрясающими видами. так что время в прогулке по саду останавливается, особенно если набрести на рощу хурмы... как это с нами и произошло))) Главное, помнить, что на побережье темнеет быстро и есть вероятность заблудиться среди диковинных столетних деревьев.

За неимением иллюстраций рассказ о побережье заканчиваю на многоточии. И именно в таком состоянии, мы и уехали с моря, так и не дождавшись стабильно хорошей погоды. Еще пару дней мы делали вылазки на пляж, когда солнце вырывалось из-за туч на два часа. Но потом приняли решение вернуться в Тбилиси и не прогадали) Мы попали на фантастическое Снежное шоу Полунина с ним в главной роли Асисяя и Тамази отвез нас в уникальное место Уплисцихе. Где мы не переставали удивляться загадкам древней цивилизации грузинских предков. О нем отдельно.